Читатель! Перед тобой книга с завлекательным названием « Хохот шамана». И сразу возникают вопросы. Кем она написана? Для кого она написана? С каким жанром мы имеем дело? Определюсь по-своему. Перед нами книга психолога, который решил отправиться в люди. Ему стало тесно не только в границах профессиональной академической психологии, но и в целом ряде вполне эзотеричных новых психологических практик: психоанализе, трансперсональной психологии, трансакционном анализе, нейролингвистическом программировании. Были ли у подобной работы предшественники? Пожалуй, я могу назвать только одну статью. Её название «Колдун и его магия». Эта статья принадлежит перу всемирно-известного культурного антрополога Клода Леви-Стросса. В ней Леви-Стросс проводит линию различий, пытаясь показать, чем практика психоаналитика и психотерапевта отличается от повседневной работы шамана. Автор этой книги делает обратный ход. Он восстанавливает в правах огромный личностный фактор влияния, и тут я начинаю колебаться. Влияния кого? Гуру? Ребе? Сенсея? Учителя? Мастера, в булгаковском смысле? То, что я затрудняюсь с идентификацией социальной роли главного героя, не случайно. Уж больно предлагаемое автором видение мира непривычно для моего сознания, взращенного культурно-исторической школой психологии Льва Выготского. Но вспомним, какое сегодня время. Сегодня время поиска не общих путей развития. И если читатель хочет испытать себя в этом поиске, а, быть может, и ощутить новые, ранее непривычные предельные переживания, пусть он услышит и почувствует «Хохот шамана».
Александр Асмолов
Профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ.
- Время окружает человека, как твои руки паука. - Не понимаю. - Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее. - Правильно. - Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события. - Но человек не знает, что будет завтра. - Умом не знает, а реакциями знает. - То есть завтрашний день предопределен? - Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева. - Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра? - Это – вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из – за завтрашних событий. - Человек может чувствовать будущее? - Чувства не подчинены социальному календарю. - Не понимаю. - Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед. - Но где логика? - Если ты поймешь, что время кружится, то это очевидно. - Как время кружится? - Как метель. - Ты все это всерьез?
Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой - то особой сноровке Шамана. - Ты часто раскалывал так яйца? - Не припомню. Да ты и не часто их приносишь. - А как ты научился их так ровно раскалывать? - Не учился. Придет же такое в голову. - Но как ты их колешь? - Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.) - В чем секрет? - У нас разные действия. - В чем разница? - Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями. - Какими частями? - Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц. - Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные. - Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым. - Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты? - Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон. - Но как? - Начни это.
- То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго? - Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни. - Достаточно такого мужества? - Его достаточно, чтобы учиться. - Всем надо рекомендовать любовь? - Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет. - То есть мужество есть еще до любви? - Кто учит нагонять волну своей жизни? - Человек учится сам. - С чего начинать? - Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого. - Начинать с асоциальности? - Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца? - Нужно сделать карьеру, добиться признания? - Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно. - Но потом практически невозможно отказаться. - Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха. - Как же жить, отказавшись от себя? - Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный. - Другого пути нет? - Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни. - Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его. - Как? - Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая. - Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности? - Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать. - Если будет достаточно видов активности, человек будет здоров? - Он почти не будет стареть. - Почему? - После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму. - После пятидесяти - нормальный средний срок? - Средний у современного человека - после сорока. Но ты научился ходить зимой по тундре. Эта практика или отнимает у городского все, или добавляет десять лет формы. - Откуда ты знаешь? - Я старел и старел, и если бы я не стал осваивать особые практики, меня давно бы не было. - Как ты узнавал, что стареешь? - Я жил в городе и отмечал все, что наступает в последний раз. - Как это? - Например, последняя игра в футбол - годы больше не позволят играть. Последняя охота - возраст больше не позволяет охотиться. Последняя рюмка - здоровье не позволяет, последняя женщина - чтобы больше не пыжиться. Так современный человек дожидается последнего дня. - Как ты переломил это? - Мне повезло. Жизнь поставила в такие условия, в которых действительно нечего было терять. Я не выбирал это, и никто такого не выберет. А раз терять было нечего, я начал новые практики. Большинство людей умирают от этого, но единицы на десятки тысяч выживают. Думаю, что подобных мне немало. - Обязательно нужно все потерять? - Не спеши, все само придет с годами. - С чего ты начал новые практики? - Я начал творчески относиться к своей жизни. - Почему же большинство людей умирает от этого? - Все действительно новые практики начинаются с кризиса. - Это обязательно? - Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да еще падет и расшибается. - Понятно. То, что ты говорил про творчество, дает правильную эмоциональную активность. - Да. Но я говорил не только про творчество. Творчество помогает понять идею самого себя.
Добавлено (09.09.2009, 18:12) --------------------------------------------- Вообщем Сьела ЕЁ (книгу, тьфу не книгу....информацию? да нет- практику....тоесть это всё настолько близко, что уже информацией являться просто неможет.
немного поместила диалогов, (надеюсь что для вас они тоже не будут просто диалогами.... )
ПоЧИТАЛКИ?
Добавлено (18.09.2009, 18:40) --------------------------------------------- - Хотелось бы более четких инструкций. - Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привыкай действовать в условиях частичной неопределенности
- Почему сегодня недостойные живут лучше достойных? - В каком смысле недостойные? - Ну, без образования, некомпетентные. - Ты это вкладываешь в достоинства? - Всякие бандиты, жулики, вообще, люди, не выполняющие десять заповедей. - Может быть, заповедей было больше? - В голову такое не приходило. - Не всякое знание доступно к размышлению. - В каком смысле? - Если векам запрещается о чем - то размышлять, потом это просто становится неосознаваемым правилом мышления. - Ты знаешь другие заповеди? - Не могу утверждать. Просто со стороны вижу то, что веками невыгодно никакому государству. - Что это? - Я думаю, могла быть такая заповедь: “Не бойся”. - “Не верь, не бойся и не жди” ? - Нет, только - не бойся. - Но человек не выжил бы эволюционно. - Не в смысле безрассудности, а в смысле что-нибудь предпринимать. - Ты думаешь, в этом они лучше меня? - В одном лучше, в другом хуже. Также и их жизнь.
02.01. Как можно не бояться? Государство, отношения ко многому обязывают, но дают защиту. Если не бояться, то многие отношения становятся обессмысленными. Может быть, Шаману не нужна принадлежность к социальной системе, потому что он не боится? - У тебя есть какая - то концепция смысла жизни. - Тебе уже никто не поможет со смыслом. - Почему? - Ты - взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше - выше, сам должен придумать смысл. - Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом. - Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов. Сочетание темно - серого в сумерках льда и ярко оранжевых облаков на горизонте создает ощущение какой - то непрочности мира. Как будто закат нарисован на очень тонкой занавесочке, которая может порваться, и за ней откроется неизвестный, но жесткий реальный мир. Такое же ощущение возникает при размышлении о создании собственных новых смыслов. У Шамана наверняка есть собственные смыслы его жизни и практик. - Так много людей, но не слышно о новых смыслах. - Большинству не нужны новые смыслы. Они даже будут враждебны к этому. - Как же они все - таки создаются? - Многих не устраивает их жизнь. Единицы настолько конструктивны, что могут начать новые практики. - Почему единицы? - В рассуждениях это здорово, а в конкретной жизни страшно. - Почему? - У тебя есть авторитетные для общества родственники, друзья? - Есть. - Наверное, не очень приятные люди? Навязывают иногда свои взгляды? - Да, своеобразные. - Почему терпишь? - Надеюсь, что в трудной ситуации они помогут, защитят. - Точно? - Не знаю. - Для свободы мышления ты должен перестать с ними соглашаться, когда тебе это не нравится. - Неуютно. Как крышу разобрать. - “Крыша” - хороший термин. Чтобы расти дальше, нужно иногда разбирать “крышу”. - Сейчас есть в городе такие выражения “крышу снесло”, “лишиться крыши”. - Язык - коллективный ум. Много найдется людей, конструктивно разбирающих свою “крышу”? - Очень мало. - Потому и единицы, что из ста таких только один думает о смыслах.
- Всегда нужно иметь один вариант? - Нет. Тогда ты будешь упускать шансы. - Когда нужно иметь несколько вариантов, а когда один? - Сейчас взять ружья было бы проявлением слабости, в другой ситуации – не взять было бы слабостью. - Как узнать, какая ситуация? - Человек всегда знает это, если прислушается к себе. - Откуда? - Все так называемое новое знание - проявление того, что ты знаешь всегда.
- Почему ты думаешь, что мне не хватает глубоких отношений с людьми? - У тебя нет гормональной болезни, но есть лишний вес. - Лишний вес оттого, что нет полноценного общения? - Да, задумайся о своих отношениях с окружающими. - А я думал, что от неправильного питания и сидячей работы. - Это – следствия.
“если ты не начнешь собирать свои действия для будущего, как собирают бревна для дома”. - Ты считаешь, что это должно было произойти? - Если ты совершил действие, ты обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет. - Мистика какая - то. - Мистика - совершить действие и думать, что ничего не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат - последовательный материализм. - Но если мне не нужен результат? - Не нужно было действовать. - Люди могут действовать, не подумав или по ошибке. - Результату все равно. Он наступит. - Это плохо? - Сам по себе результат нейтрален. Но если ты его не ждешь, он может разорвать цепочку твоих дел. Если ты не готов - он может быть опасен. - Что же делать? - Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости. - Но поисковая, сверхнормативная активность полезна эволюционно. - Полезна для вида, для индивида - опасна. Ненаправленная активность разумных бывает опасна и для вида. Для разумных полезна разумная активность. - Что делать, если ненужное действие уже совершено. - Иногда помогает обратное действие, но редко. - А что-нибудь помогает часто? - Часто помогает прекращение ненужных действий. У человека, много энергии тратится на борьбу с последствиями его же ненужных действий. Если эта энергия не будет растрачиваться зря, человек начнет делать то, что нужно, и сможет одолеть многое. - Как понять, какие действия нужны, а какие нет? - Это - просто. Вернись к реальности и делай только то, что тебе действительно нужно. - Я чувствую, но не могу позволить себе бросить текущие дела. - Тогда сделай это постепенно. - Как? - Начни делать нужные дела, и со временем они сами вытеснят ненужные. - Обычный человек не может отличить нужные действия от ненужных без специальной практики? - Эта практика доступна мне? - Да. Вернись к реальности. - Но как? - Решив не делать ненужных дел, необходимо пару - тройку дней не начинать никаких новых дел вообще. - Что же делать в это время? - Разгребай и заканчивай старые дела. Ни в коем случае не бездельничай. - До каких пор? - Пока не почувствуешь прилив энергии, обусловленный тем, что незаконченные дела не высасывают тебя. - Сколько ждать этого? - Думаю, что в твоем случае два - три дня. - И что потом? - Потом ты вдруг начнешь продвигаться к тому, о чем мечтал. Но делай только эти дела и продолжай разгребать старые.
- Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, так как он не решает новых задач. - Но он все более хорошо решает привычные задачи. - Он их уже не решает, а обкатывает. Он “экономит” мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач... - Новые задачи нужны для мышления? - Для всего: ума, тела, чувств. - А тебе не тревожно? - Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерасти в избегание нового.
Добавлено (18.09.2009, 18:45) --------------------------------------------- Кстати вспомнила, Ольга кажеться обмолвилась...- Вот, ещё шаманов нехватало на форуме!!!
Вот вам пожалуйста -ШАМАН
Сообщение отредактировал mar - Пятница, 18.09.2009, 18:42
К сожалению нет темы про фильмы. Вот недавно посмотрела фильм, кажется, тайского режиссера со странным названием "Гроб". Триллер. Ужастик. Сюжет фильма таков. Есть неизлечимо больные люди. Рак. Люди отчаялись в борьбе с этим недугом. И качестве лечения им была предложена магия. Замечательно использовав древние ритуалы они полностью исцелялись. Казалось бы хеппи энд! Но. Режиссера волнует вопрос, а что за этим последует? Может ли человек вмешиваться в ход событий с помощью магии? Оказалось- за все нужно платить. У них стали умирать самые близкие, самые лучшие люди...А сами"маги" находились на грани безумства. Их преследовал тонкий мир и мстил. Оказывается, вопрос вмешательства в тонкий мир и использования магии, казалось бы, в благородных целях врачевания волнует многих. И даже люди искусства хотят донести до нас с помощью кино простую мысль. Ничего просто так не бывает. Не нужно вмешиваться в ход событий используя недозволенные методы- вы заплатите за это высокую цену. Советую посмотреть. Забавно, что этот фильм перекликается с недавней животрепещущей темой форума... Шаманы, маги и колдуны... и целительство. Лечит врач, излечивает природа. Гиппократ
Сообщение отредактировал Gella - Понедельник, 19.10.2009, 10:19
Не строго про фильмы, но есть: Чему и как учит искусство... Дайте ссылочку на Квесалида, заинтересовал этот персонаж. Лучше поближе к первоисточникам, трактовки очень добавляют неоднозначности в его образ. По новым трактовкам и Иуда хороший. Он "должен" был взять на себя тяжелую греховную миссию - прервать земной путь Христа... А тонкие материи иногда за себя ой как мстят, особенно когда человек в слабости своей не к Богу, а к Дьяволу аппелирует. Достаточно вспомнить легенды только про одно произведение "Мастер и Маргарита".
Конечно, всякая эта разная ерунда- тамамы-шаманы -урюки бурдюки....принятие таблеток в неимоверных количиствах и операции по удалениям органов-это нормально-тута ничё супротив тонкого мира нет- тута оно просто вроде как супротив мира то физического-вродде как орган физический удалён-вот и оплаты-накуралесил- отрезали-какие проблемы-заплатил.
Кстати в предложенных выдержках из книги- ЧТО ОТ СУПРОТИВ БОГА?Что прям совсем нет элементарных знаний основанных на глубоком осознании ?
Антон, Спасибо тебе большое за ссылку на книги Элиаде Мирча. Я просто залпом прочла "Оккультизм, колдовство и моды в культуре". Как все стало понятно! Историк религий точно, последовательно и беспристрастно расписал откуда и как появились все эти оккультные секты и почему.
Quote (mar)
Кстати в предложенных выдержках из книги- ЧТО ОТ СУПРОТИВ БОГА?Что прям совсем нет элементарных знаний основанных на глубоком осознании ?
В книгах этих чистая наука. Причем тут твои рассуждения о Боге? Лечит врач, излечивает природа. Гиппократ
Марина спрашивала про "Хохот шамана". При чём тут Мирча Элиаде??? Спор с человеком, даже смысл слов которого не угадываешь, выглядит смешно. Пациентам в день выписки обед не положен!!!
Нет, я и раньше корректировал и дальше буду удалять неспровоцированные оскорбления (например, я сократил текст Ольги, который мог задеть тебя, далеко не будучи ни злобным, ни хамским). Пациентам в день выписки обед не положен!!!
Я никого не оскорбила, Миша. Назвать бредом некоторые высказывания Марины это оскорбления?
Quote (карп)
дальше буду удалять неспровоцированные оскорбления (например, я сократил текст Ольги, который мог задеть тебя, далеко не будучи ни злобным, ни хамским).
Ну и зря ты это сделал. В ходе дискуссии все и так встало бы на свои места. А так ты чем лучше Монкеймана? Осталось только забанить меня за то, что я отстаиваю свою точку зрения. Давай, Мишань, К этому все и идет. Знаешь, сколько людей ушло в с форума после дискуссий по рейкам? Знаешь сколько мне пишут возмущенные люди? И это те кто был с нами не один день. А вот ты подумай что их оттолкнуло! Не хотят они видеть Мишу- сектанта и Мишу - Квесалида даже во имя святой науки и каких-то исследований. Нам нравился наш прежний, добрый рубаха- парень, Миха с которым можно обо всем поговорить и даже в жилетку поплакаться. С которым можно спокойно встретиться, посидеть... Можешь все удалить.
Лечит врач, излечивает природа. Гиппократ
Сообщение отредактировал Gella - Пятница, 30.10.2009, 23:01
Да вернется все на круги своя.. да и с этими рейками много и положительных моментов, - сколько всего перетерли. А коль уж на то пошло, если нужно будет - отлучим мы Михаила от секты, если она окажется онной.
А коль уж на то пошло, если нужно будет - отлучим мы Михаила от секты, если она окажется онной.
Как показывает статистика, отлученных от секты- единицы. Тут как со СПИДом - лучше не попадать. Мне бы твой оптимизм, Антон. Лечит врач, излечивает природа. Гиппократ
А у меня вообще по жизни уверенность. Это у кого за душой ничего нет, тот всего боится, и вынужден разлиновывать свою жизнь на клеточки. Бога ради! Другим только свою ограниченность не надо навязывать. Твоя точка зрения, Галь, давно уже всем известна, никто на неё не посягает, и "отстаивать" - нужды нет. Вообще, кроме как чёрнотой своего негативизма тут всё измазывать, нет на что конструктивное энергию потратить? Я уж не знаю, что там кого оттолкнуло, но когда в моём доме травят моего же гостя, других реакций от меня не ждите. Пациентам в день выписки обед не положен!!!
Миша, я на стороне Гали! Я тоже против того, чтобы мы потворствовали распространению мифологизации сознания! Против! Мне очень интересна тема эзотерики. Мой отец занимался этнографией народов Сибири. Я даже тему обозначила: "Шаманы нашего времени". Много их - дианетика, Синельников, ритмология, рерихи, Вильма, рэйки и пр. Очень интересно анализировать, сравнивать и вообще изучать. Наблюдать за людьми, которые в этом "живут". Проблема еще в том, что официальная психология(психотерапия) с ними очень "сращивается". Может из коммерческих целей, может из-за низкого уровня. Где-то и эзотерика много из официальной психотерапии заимствует. Одно дело, когда человек поинтересовался всем этим и не увлекся. Что-то положительное взял, где-то "прозрел", у кого совесть проснулась. И дальше живет своей жизнью. Другое дело, когда люди в это "уходят". Когда вся личная и профессиональная жизнь этому посвящается. Каждый шаг, явление сверяются с "теорией", все мысли только в одном направлении. Безусловно, это ведет к изоляции такой личности, "нормальные" люди воспринимают их как в лучшем случае "странных". Общаться с ними очень сложно - агрессивно навязывают свои взгляды. Вот это ощущение, что истиной владеет только этот человек, только он(а) знает как правильно. Выделяют себя в "особенные", "просветленные", в конце концов очень презрительное отношение к "непосвященным". Думаю, что в обществе совершенно определенный процент населения способен в серьез этим увлечься. Остальные не очень способны. В тяжелые времена их число возрастает, как и вообще число психических расстройств.
Хорошо это или плохо, что человек увлекается эзотерикой? Хорошо ли это для него? Чтобы с ним было бы без эзотерики? Сложно ответить. Обычный портрет человека, увлекшегося всерьез - женщина средних лет с неустроенной личной жизнью, сделавшая из эзотерики смысл своей жизни и профессию. Одно от другого не отделяется. Уход от обычной жизни в эзотерику.
Если взять просто религиозного человека, то у него религия и профессия разделены(священников не рассматриваем). В повседневной жизни можно даже и не заметить, что человек верующий.
Эзотерик не может не говорить о своем. Так как это становиться смыслом жизни, то этим приходиться и деньги зарабатывать. Психологические консультации, помощь семье, массаж, лекарство, курсы, инициализация. Сложно часто разобраться что есть что.
Конечно каждый может бить себя в грудь и думать, что его-то как раз не проведешь, он не попадется. Но судя по тому сколько людей в нашей стране по-увлекались уринотерапией в свое время, то я делаю вывод, что мы все весьма внушаемы и никто не застрахован.
Это как бы два мира - ты либо здесь либо там. Можно бегать между, но это еще не там. А оттуда уже обычно пути нет. Время теряется, годы проходят, личность меняется, смысл жизни тяжело терять. Шизофренизация сознания происходит - своя особая логика, аргументация бесполезна. Не убедить человека, что время он не замедляет, тучи не он разгоняет, особой энергии не существует, черная кошка не виновата и пр. Хорошо или плохо? Я - против!
Да и так ясно, что ты на стороне Гали) ) Очень хорошо, что ты против мифологизации сознания! Я не знаю, что это такое, поэтому как-то всё равно. Могу тоже быть "против", если нужно. И тема эзотерики мне глубоко безразлична, даже противна. И никуда я не собираюсь "уходить", и меня обижает, когда меня в этом подозревают (вроде как в слабоумии. А тебе бы понравилось, Оль?))) И я не женщина средних лет с неустроенной личной жизнью. Достаточно у меня смыслов жизни и профессий. И не увлекался я никогда уринотерапией. И в МММ не участвовал. И не судим, не был, не состою.. Презумпция невиновности вообще существует ещё??? За что вот ты на меня проецируешь опыт своих тихопомешанных на ритмологии знакомых? Я что, дал повод? Если я что-то делаю, куда-то иду, то всегда сам, и никогда - как проситель, в положении подчинённого, снизу вверх. Устал я от всего этого. "Теперь из прынцыпа переменюсь!" (Харошая ванна! Глыбокая, ёмкая! Мы в ей огурцы солить будим!) А мир един, это вообще без вопросов. Пациентам в день выписки обед не положен!!!
Вообще то мы еще как бы должны быть ответственны и за остальных. Особенно в плане разных поколений. - младшие, старшие. Миша, вот в тебя то я как раз уверена. Ты вряд ли увлечешься. А вообще, мы как бы выяснили, что витилижники весьма поверхностные и переменчивые люди(это я про себя в основном). По идеи не должны увлечься. Но если всерьез увлекутся, то витилиго должно точно пройти, т.к. психотип поменяется. Но что-то такой ценой не хочется!
Эзотерика как метод лечения витилиго - я против! Чего все такие злые?