В течение всей жизни у нас возникает множество желаний. Многие из них имеют для нас очень важное значение, но мы не знаем, как их осуществить. Поэтому часто обращаемся к Богу. Например: «Менять или не менять работу – есть ли в этом воля Божия?» или «Выходить или не выходить замуж – есть ли в этом Промысел Божий?». Отсутствие ответа – прежде всего от Бога – вызывает у нас мучительные переживания. Как это преодолеть? Прежде всего, надо отметить, что Промысел Божий состоит в спасении человека, то есть в приближении нас к Богу. А что это для нас, прежде всего, в области чувств? Ответ на этот вопрос дает известный текст: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»(1Ин.4,7,8).
Итак, приближение к Богу означает наполнение нашей души, нашей жизни любовью. Наша жизнь только в том случае соотносится с Промыслом Божиим, если в нашем сердце есть любовь. Например, если замужество не приведет к возрастанию любви, то в данном случае и вопрос о Промысле Божием останется без ответа. Наполненность же нашей жизни любовью соотносит, соединяет нас с Промыслом Божиим, развивая при этом нас в любви и человечности.
Теперь самое сложное – как научиться любви? Ответ, как ни странно, очень прост: нас этому учит Промысел Божий. Нам дается в жизни «порция» любви, и наша задача – выдержать это испытание, сохранить данную нам Богом «порцию» любви. Сохранение любви предполагает не только её поддержание в благоприятных условиях, но самое главное – удержание её в унижениях и разочарованиях. Например, если в личных отношениях мы любим только тогда, когда нам отвечают взаимностью и ненавидим, когда нас отвергают – то это отсутствие любви. Подлинная любовь сохраняется как в унижениях и болезнях, так и в радости, и в благополучии. Если человек не умеет так любить, то любви в его жизни будет вообще мало. Этому есть простое психологическое объяснение. Если разочарование или унижение в любви вызвало сильную боль, то наша психика, наше бессознательное будет бояться любви и никогда нас не «пустит» в новую любовь. Если же человек прошел испытание, сохранил любовь при её унижении, то в этом случае он укоренился в любви. После прохождения этого испытания человек уже не боится новых глубоких отношений, не боится любви, и любовь может становиться постоянным состоянием его души. И в этом случае у человека уже возникает потребность возрастания в любви.
Предельное совершенство в любви дано нам Господом Иисусом Христом на Голгофском кресте. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него»(1Ин.4,9). Для приближения к совершенству любви существуют духовные упражнения. На этом пути нам может помочь и психологическое понимание причин наших жизненных обид и гнева. В чем же эти причины?
Большинство наших желаний связано с сохранением и поддержанием собственной жизни, а также благополучия собственного потомства. Эту задачу обычно решают, опираясь исключительно на материальные ресурсы, забывая о Боге и необходимости постоянных отношений с Ним. Так возникает тема чрезмерных желаний, чрезмерной привязанности и зависимости от удовлетворения этих желаний. Причем желания могут быть не только материальными, но, например, и такими как творческие достижения или взаимная любовь. Неудовлетворение этих желаний порождает тревогу, агрессию, обиду на весь мир. В этом состоянии человек быстро утрачивает свое здоровье, благополучие и радость жизни.
Забвению предается тот факт, что человек одновременно принадлежит двум мирам, двум измерениям: человеческому и Божественному. И Божественная логика не совпадает с нашей человеческой логикой но, несмотря на это, она действует в нашей жизни и определяет её. В качестве примера этого несовпадения можно привести следующие слова Иисуса Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;» (Мф.5,39). В чем здесь смысл? Наша человеческая логика подсказывает нам ответить обидчику тем же. Потому что мы очень привязаны к нашему человеческому, любое ограничение его или отнятие – будь то деньги или наше здоровье – воспринимается нами как зло. И мы готовы с ним бороться, как и все человечество это делает в течение тысячелетий. Но существует другая Божественная логика преодоления зла – отказ от чрезмерной привязанности к нашему человеческому и вхождение в общение с Богом. Когда человек воспринимает Бога как свою абсолютную ценность, тогда любые потери и ограничения нашего человеческого воспринимаются гораздо легче. Более того – как действие промысла Божиего, ведущего нас ко благу. К такому пониманию и проживанию жизни, как отмечалось выше, можно прийти, удерживая в своем сердце любовь, постоянно борясь за её сохранение. В этом случае наши желания будут совпадать с Промыслом Божиим, будут сохранять и развивать в нас любовь, приближая к Богу.
Теперь осталось ответить на вопрос: что может практически сделать человек для начала этого движения? В каждом из нас есть высшее, божественное начало: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего»(1Ин.4,13). Об этом нашем высшем «я», живущем любовью данной нам Богом, мы забываем, а то и просто отказываемся из-за нашей боязни любви. Открыть наше высшее «я», живущее Божественной любовью, могут помочь как духовные упражнения, так и специальные психологические практики.
Итак, для согласования наших желаний с Промыслом Божиим необходимо, прежде всего, открыть в себе высшее, божественное «я», дать ему возможность расти и развиваться, а также научиться во всех жизненных испытаниях сохранять любовь, тогда наши желания будут благими, совпадающими с Промыслом Божиим.
Священник, кандидат богословия Игорь Поляков
"ОТ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА К ДУХОВНОМУ"
цикл встреч с о.Игорем Поляковым
Человек проживает свою жизнь – если так можно сказать – одновременно на нескольких уровнях. Первый уровень – это уровень его семьи, уровень или пласт его отношений с родителями. Здесь главным для ребенка является привязанность к семье, к родителям, так как они дают ему жизнь, безопасность, развитие. Ради этого ребенок неосознанно отказывается от собственных жизненных интересов и даже от самой жизни. Став членом семьи, ребенок «наследует» не только позитивное своей семьи, но и родовые деструктивности; уже как член семьи и рода - он своей судьбой восстанавливает семейный баланс. В этом случае основное жизненное противоречие состоит в конфликте интересов индивида и родовой наследственности. Проблемы и жизненные затруднения этого уровня успешно разрешаются в системных семейных расстановках по методу Берта Хеллингера и в индивидуальном консультировании.
Второй уровень – уровень самостоятельной, взрослой жизни человека. Здесь самым главным для человека является отношения с Богом и окружающим миром. От этих отношений зависит благополучие человека, и эти отношения, как правило, наполнены многими глубокими противоречиями.
Искусство жизни состоит в согласовании нашего человеческого и Божественного, в умении наполнять Божественным нашу повседневную жизнь. При таком согласовании успешно решаются сложнейшие человеческие проблемы:
- умение любить;
- прощение близких и наших врагов;
- принятие своей судьбы;
- построение благополучной семьи;
- понимание причин болезни и устранение их;
- сохранение доброжелательности и любви.
Большинство из нас знает о группах личностного роста и их положительном влиянии на жизнь человека. Эти группы направлены на развитие внутреннего потенциала, гармонии и психологической целостности человека. Но в этих группах есть существенный недостаток. В них упущено самое главное - отношения человека с Богом.
Игорь Аркадьевич Поляков