Когнитивно-поведенческая психотерапия. описание метода Когнитивно-поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Другими словами, определенным образом реагируя на внешний стресс, мы вырабатываем в себе определенную модель поведения — привычную реакцию, не всегда правильную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать симптомы какого-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать — от нее можно и отучиться. И обучиться новой, более правильной и полезной: как справляться с трудностями, не навлекая на себя болезней, новых стрессов и трудностей.
Рассмотрим пример того, как когнитивно-поведенческая терапия учит тех, кто страдает паническим неврозом ( см. паника) и агорафобией, как себя вести в сложных ситуациях и как совладать со страхами, в этих ситуациях возникающими:
Как мы уже знаем, существует несколько видов обучения. Обучаясь без чьей-либо помощи, мы вырабатываем модель поведения, вызывающего симптомы страха. Может выработаться и условный рефлекс, если конкретная реакция, вроде крайнего страха, возникает всякий раз, как вы попадаете в конкретную ситуацию. Например, если в супермаркете вам не однажды доводилось испытывать панику, у вас вырабатывается условный рефлекс: заходя в супермаркет, вы сразу пугаетесь, даже если вам ничто не угрожает. Избегая неприятного места, вы избегаете и связанных с ним неприятных эмоций — страха. Облегчение, которое вы испытываете, побуждает вас избегать уже не только этого супермаркета, но и всех прочих магазинов, а там и просто людных мест, и вот агорафобия уже приняла вас в свои «теплые» объятия. Симптомы ее постепенно начинают усугубляться, а от возникшего однажды стремления укрыться от мира очень трудно избавиться. Потому-то тренироваться нужно систематически и не один день. Метод носит название постепенного погружения, или методичной десенсибилизации. Состоит он в том, что больного очень постепенно подводят к пугающей ситуации, давая возникающим при этом ощущениям тревоги и страха время «осесть», утихнуть, прежде чем исчезнуть. Таким образом вырабатывается условный рефлекс с «противоположным знаком», то есть связь между ситуацией и реакцией страха разрывается, а данные обстоятельства или место начинают все больше ассоциироваться с ощущением непринужденности и успоко ения. Торопиться, разумеется, не следует: такое преобразование требует времени и усилий, а ускоренное погружение в пугающую ситуацию способно, скорее, обострить страхи. Потому-то погружение и должно быть постепенным, неспешным, идти «от меньшего к большему», то есть от менее пугающих к более пугающим ситуациям. Чтобы достичь хороших результатов, тренироваться нужно постоянно: упражняясь лишь от случая к случаю, мы даем старым привычкам «лазейку».
В обучении важны также и наши внутренние мыслительные процессы, или механизмы познания (когнитивные). Для лучшего понимания этой формы обучения разберем модель А-В-С. А обозначает ситуацию, место или событие внешнего мира, В — наше восприятие этого события, С — нашу эмоциональную, или поведенческую реакцию. В соответствии с теорией познания критическим для обучения является компонент В: нередко депрессию или страх у нас вызывают не столько внешние обстоятельства, сколько наше восприятие происшедшего. Все мы по собственному опыту знаем, как по-разному люди реагируют на одно и то же событие. Если начальник мечет гром и молнии, то одним работникам тут же начинает казаться, что сердится он именно на них, что они чем-то провинились и впредь должны трудиться еще усерднее, дабы умилостивить разгневанного шефа. Другие же попросту пожмут плечами и, подумав: «Видать, жена (муж) хвоста накрутила», отметут начальственный гнев как нечто, не имеющее к ним отношения. И можно заранее предсказать, что у первых чувство вины, беспокойства и страха возникнет и будет нарастать и укрепляться, а вторые станут себе преспокойненько работать дальше, дожидаясь, пока настроение шефа придет в норму.
Когнитивные методики помогают распознать, проанализировать и при необходимости изменить негативное восприятие событий или ситуаций. Как часто мы пугаемся того, что сами же себе и напророчили: трясемся от страха в ожидании худшего. Другими словами, наше подсознание предупреждает нас о возможном стрессе или страхе или даже о приступе паники еще до того, как мы попадем в определенную ситуацию или место. В результате мы пугаемся заранее и норовим этого избежать. Постоянно отслеживая свои эмоции и стараясь изменить негативное мышление, мы можем уменьшить этот предварительный, преждевременный страх, способный перерасти в приступ паники. С помощью когнитивных методик можно также изменить и характерное для подобного мышления фатальное восприятие паники, благодаря чему и укорачивается продолжительность самого приступа, и снижается его воздействие на наше эмоциональное состояние.
......
Работа с убеждениями
А. Бек приводит перечень убеждений, предрасполагающих к депрессии.
Вот некоторые из них:
1. Чтобы быть счастливым, нужно всегда добиваться успеха.
2. Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все любили тебя.
3. Если я сделаю ошибку, это будет означать, что я бестолковый.
4. Я не могу жить без тебя.
5. Если человек спорит со мной, значит, я не нравлюсь ему.
6. Мое человеческое достоинство зависит от того, что думают обо мне другие.
Пациент, имеющий большой «стаж» депрессии, крепко держится за свои негативные убеждения и выводы. Он не хочет исследовать или подвергнуть их сомнению. Они стали такой же частью его сущности, каковой является, например, половая принадлежность. Вся жизнь строится таким образом, чтобы доказать себе и окружающим истинность своих представлений.
Работа с убеждениями включает в себя исследование убеждений и их модификацию. Выявление убеждений служит первым шагом к их изменению. Психотерапевт помогает пациенту обнаружить, какое убеждение лежит в основе той или иной автоматической мысли, и затем побуждает его проверить достоверность этого убеждения.
Когда убеждения сформулированы и таким образом извлечены на свет, их абсурдность или дезадаптивный характер становятся очевидными для многих пациентов. Например, один пациент считал, что люди, которые не соглашаются с его мнением, плохо относятся к нему. Но он также был убежден в том, что невозможно угодить всем сразу. Сопоставив второе убеждение с первым, он пришел к выводу, что для него не должно иметь большого значения, согласны с ним другие или нет.
...
Доказательства того, что эмоции опосредованы мыслями
По материалам руководства Райана МакМаллина
«Практикум по когнитивной терапии»
Зачастую люди уверены, что эмоции возникают из внешних обстоятельств и скорее эмоции влияют на мысли, чем наоборот. В действительности именно мысли и убеждения, а не внешняя среда и не действия других людей порождают эмоции.
Существует ряд способов позволяющих понять, что можно изменить свои чувства, не преобразуя ничего во внешних обстоятельствах или биохимии организма, а только поменяв свой образ мыслей.
Первый способ
Представьте любую приятную ситуацию настолько ярко, насколько это возможно.
Например:
Вообразите на мгновение, что вы прогуливаетесь вдоль тропического пляжа. Стоит середина лета, очень тепло. Поздний вечер. Солнце еще не зашло, но опускается к линии горизонта. Вы ощущаете под ногами прохладный плотный песок. Вы слышите крики морских чаек и вдалеке — рев океанических волн. В воздухе чувствуется аромат и привкус соли. Пока вы идете, небеса оборачиваются золотом и янтарем. Багровый закат отражается на пальмовых листьях. Солнце начинает погружаться в океан. Вы ложитесь на песочную дюну и созерцаете ночное небо. Ночь рассыпала миллионы бриллиантовых звезд. Вам кажется, что вы окружены космосом. Глубокое чувство покоя и умиротворенности охватывает вас. Вы ощущаете свое единство с Вселенной.
Если вы ощутили спокойствие, в то время когда читали и представляли, то причиной тому воображение, которое вызвало это чувство. Биохимия, подсознание, настоящее окружение или ранний опыт были одинаковы и до, и в течение представления этой сцены. Изменились только мысли.
Если представление сцены не вызвало чувства покоя, то также благодаря воображению и тому, что вы думали про себя. «Нет, нигде я не гуляю! На самом деле я сижу перед компьютером и на улице совсем не тепло».
Не сцена, а мысли вызывают у вас чувства. Не важно что происходит вокруг, важно то, о чем вы думает. Мысли могут создать любую эмоцию, какую вы только пожелает. Они могут вызвать гнев, если подумать: «В прошлый раз, когда я гулял по пляжу, я был с Люсей, а после она бросила меня ради этого хама …». Или страх: «Прохладный ветер дует с океана... а потом ядовитые медузы начинают выползать на берег, волоча свои скользкие тельца. Они окружают меня, атакуют своими смердящими щупальцами мои ноги, щиплют меня. Я бегу, но не могу убежать».
Чтобы вызвать любую эмоцию, все, что необходимо сделать, — сосредоточиться на нужной мысли. Нарисовать в голове определенную картину. Вы художник. Ваши эмоции — ваше собственное творение.
Второй способ ...
Когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный курс, состоящий из 10 – 20 сеансов. Частота сеансов 1 – 2 раза в неделю.
http://therapeutic.ru/psychotherapy1
Добавлено (11.03.2010, 20:21)
---------------------------------------------
http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20050401