Р. Мертоном был предложен термин «самодостаточность пророчества», которым он обозначал степень вклада, вносимого людьми в создание таких жизненных обстоятельств, которые подтвердят их ранее существовавшие гипотезы об окружающем мире. Здесь в своеобразной форме выражена идея, которая так или иначе проявляла себя почти во всех построениях социального познания: люди создают («творят») мир, в котором они живут в большей степени, чем они живут в реальном мире. «Картинка» каждой социальной ситуации, созданной человеком, определяет образ его поведения в этой ситуации, а это, в свою очередь, влияет на поведение других, и далее — целая сеть следствий. Главный вопрос для каждого, по мнению Мертона, понять, с какой степенью объективности мы участвуем в этом «творчестве мира».
Искажения в межличностных отношениях имеют свойства самозакрепляться. Индивид, избирательно обращая внимание на определенные вещи , может искажать свое восприятие окружающих таким образом, что человек, воображающий себя униженным, может воспринимать окружающих как жестких, отвергающих его людей. Более того, этот процесс в принципе самодостаточен, потому что у такого человека, как правило, развивается манерность, подобострастие, защитный антагонизм или презрение , которое в конечном счете заставляет других относится к нему так, как он ожидает.
созданной человеком, определяет образ его поведения в этой ситуации
это хорошо если образ. в формировании образа активно учавствует разум. к сожалению чаще образец. автоматом подставать готовый шаблон оказывается легче.
Тихо-тихо ползи, улитка, по склону Фудзи. Вверх, до самых высот!
Более того, этот процесс в принципе самодостаточен, потому что у такого человека, как правило, развивается манерность, подобострастие, защитный антагонизм или презрение , которое в конечном счете заставляет других относится к нему так, как он ожидает.
Это действительно так. По моим наблюдениям, в зависимости от характера отношения к окружающей жизни, человек создаёт вокруг себя такое пространство, которое тоже, в свою очередь, определяет соответственное к нему отношение. То есть, человека обидчивого будут обижать, уважающего себя - уважать и т.д. Какого отношения к себе желаешь, будь и ты таким же по отношению к другим. Немногим это дано, некоторые приобретают набивая шишки, многие может быть и никогда не осознают эту истину.